В вопросе реализации на практике любой политической или экономической теории крайне важным является понимание следующего:
«Какой
самый живучий паразит? Бактерия, вирус, кишечный глист? Нет – это идея. Она
живуча и очень заразна. Стоит идее завладеть сознанием, избавиться от нее
практически не возможно. Имеется в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную»
(цитата из фильма «Начало»). (Статья готовится к печати, электронный вариант)
Идея разрушения
Мы
знаем, что значит разрушение и смерть. Каждый из нас не один раз пережил боль
утраты. Но мало кто из нас глубоко исследовал вопрос: почему все созданное и
рожденное приходит в упадок, рушится и умирает?
Нам говорят,
что таков закон природы: все в мире движется и время необратимо. Мы спрашиваем:
почему движение несет с собой разрушение? Нам отвечают, что новое сменяет и
этим отрицает (рушит, убивает) предшествующее. Мы слушаем ответ и находим его
подтверждение – новое сменяет старое везде и всегда.
Мир
полон взаимного отрицания. С самого детства мы приняли умом эту проверенную
личным опытом истину. Мы убеждаем себя в необходимости отрицания других и
неизбежности отрицания себя. Ведь даже рождаясь мы отрицаем другого в
пространстве, которое занимаем. Взрослые и дети, учителя и ученики, сверстники,
родные, супруги, партии, страны – все мы отрицаем друг друга с целью настоять
на своем, подавляя (отрицая) волю других.
Это удобно для
управления миром, в котором мы живем. Поэтому мы не задаем себе опасно глубоких
вопросов о том, почему все созданное и рожденное приходит в упадок, рушится и
умирает? Разве возможно родиться, ничего
не отрицая в пространстве? И как настоять на своем, не отрицая чужой воли? Мы
убеждаем себя в бессмысленности подобных вопросов.
И все же
замечаем, что наше сердце не приемлет отрицания, потому что нам больно терять и
страшно наблюдать собственное разрушение. Нам хочется ощущать счастье
творческого сотрудничества, родственного единства, любви. Сердце взывает к
поиску альтернативного способа управления миром. Способен ли разум найти выход
там, где его найти невозможно?
Идея солипсизма
Известные
нам теории о мироздании утверждают, что мир имеет единую общую всепорождающую,
всепроникающую, неуничтожимую, вечную основу. Субъективисты утверждают, что эта
основа внутри нашего сознания и представляет собой: само наше сознание, душу
или наше «Я». Человек порождает все, и объективное в его мире возникает лишь
потому, что он забывает о том, что сам же его и породил. Пара отношения «Я
порождает Не-Я», где «Не-Я» включает в себя весь мир и всех прочих субъектов, составляет
суть идеи солипсизма.
Другие (объективисты) утверждают, что
основа мира вне нашего сознания и представляет собой: атомы, материю, энергию,
Дух, Идею, Бога. Человек и его сознание – порождение и часть чего-то более
фундаментального, но не самого себя. Пара «Оно порождает Не-Оно», где «Не-Оно»
включает в себя весь мир, наше «Я» и всех прочих субъектов, составляет суть той
же идеи солипсизма, но с обратным направлением и более широким спектром
порождения. Поскольку к порождаемому миру добавляют нас самих, эта версия
солипсизма более распространенна и в философии и науке ее не принято называть
солипсической.
Есть еще дуалистическая теории, где элементы
пары «Я – Не-Я» или «Оно – Не-Оно» порождают друг друга. При этом ее
солипсическая суть не меняется, поскольку так же «Одно порождает другое».
Во
всех случаях мир имеет две противостоящие друг другу составляющие: нашу и не
нашу волю. И в обоих случаях одна из этих составляющих главенствует, порождая
другую. А это обусловливает всеобщее отрицание воли порождаемого волей
порождающего. Как у Н. Гоголя: «Я тебя породил – я тебя и убью!»
Все
это, вытащенное из нас на свет и много раз описанное философами, глубоко сидит
в нашем сознании. Мы думаем, что мир устроен именно так, и без них (отрицания и
насилия) мир превратится в хаос. Но так ли это на самом деле?
Опыт
как антивирус
Давайте обратимся к нашему личному жизненному
опыту. С одной стороны, мы никогда не воспринимали и вряд ли сможем в будущем
воспринять мир не в своих ощущениях, эмоциях, мыслях. Все о чем мы можем
сказать как о чужом – воспринимаем его, размышляем и говорим о нем мы и только
мы. И в этом плане каждый всегда воспринимает лишь свое и думает лишь о своем.
Это дано нам от рождения до самой смерти – наше сознание неотделимо от нас и
закрыто от остального мира исключительно нашим мироощущением.
С
другой стороны, наше ощущение внешнего мира не всегда зависит от наших желаний.
Картина воспринимаемого нами мира часто меняется не по нашей воле. Погода,
растения, животные, люди, даже созданная техника - все это живет автономно от
нас и наших желаний. И это также неустранимо, как и наша замкнутость в нашем
субъективном мироощущении.
И так, наш опыт показывает, что
наш личный мир и мир каждого, у кого мы можем спросить о его личном опыте
бытия, одновременно субъективен и объективен. Как правило, из этого каждый
делает поспешный вывод о противостоянии субъекта (человека) и объективного
мира. При этом забывает о двух принципиальных вещах. Во-первых, субъектом в
философии называют источник всякой активности и изменений. Отсюда, логично предположить,
что независимые от нас изменения в мир может внести только другой субъект,
равный нам в нашей способности менять этот мир.
Во-вторых,
из личного опыта мы знаем, что воспринимаемый нами мир – это не мы сами, и что
как источник действия и центр восприятия, мы находимся (если вообще можно
говорить о местонахождении) вне воспринимаемого нами мира. Поэтому логично
предположить, что другой субъект, создающий объективные изменения в нашем мире,
также как и мы находится вне нашего мира.
Читатель спросит:
так что же мир существует независимо от нашего сознания, где-то между нами и
другим субъектом? Никак нет. Если наш мир всецело зависит от нас как его
источника, то есть субъекта, и без нас его нет, значит без нас нет и мира
другого субъекта, вмешивающегося в наш мир своей волей. И поскольку этот другой
такой же субъект как и мы сами, то без него не возможен его собственный мир, а вместе
с ним и наш мир. Поэтому воспринимаемый нами мир – это мир одновременно
порождаемый нами и другим субъектом. При этом не обязательно, чтобы другим был
именно человек. Это просто субъект. И этот субъект – другой.
Идея
постсолипсизма
Давно пора признать, что без других наш мир
невозможен. Наш проход в магазин был бы не возможен, если бы этого не захотели
хозяин магазина, продавцы, госчиновники и многие многие другие. Мы не увидели
бы растений и животных, если бы они отказались от своего участия в нашем мире.
И мы не увидели бы всего остального, если бы стоящий за каждой частью нашего
мира другой субъект отказался от своего участия в нем.
Так
почему же все созданное и рожденное приходит в упадок, рушится и умирает?
Потому, что в попытке управления создаваемым миром человек отрицает волю
причастных к нему других субъектов и с нею отрицает часть им же создаваемого
мира. Отсюда вывод, что насилие (материальное и духовное, одновременно или
раздельно) есть путь самоуничтожения. Всякая победа на этом пути одновременно
дается с равным ей поражением и потерями.
Поэтому решение
проблемы неминуемого упадка, разрушения и смерти состоит в смене человеком
собственного мировоззрения. Нужно просто воспринимать и мыслить мир, каждую его
часть и даже собственные мысли, как созданные совместно с кем-то другим.
Читатель
возразит, мол этого не достаточно, мировоззрение не изменит действительности. И
мы не станем его переубеждать. Нам достаточно собственного знания о том, что
наше мировоззрение (представления, цели, ценности, мышление) определяет наше
поведение, которое и формирует нашу совместную действительность. Эта статья – один
из тысяч результатов нашего целенаправленного поведения. Она формирует новый
взгляд на мир, собирает соратников, аккумулирует ресурсы и готовит материальную
основу новой действительности.
До того, как рабочий смог
прийти на металлургический завод, был проект завода, были формулы и цифры
физических, химических и экономических расчетов. Но вначале, до этого всего,
философами, учеными и инженерами было изменено их представление о мире. Поэтому
начать путь к вечному миру придется с первого шага – смены своего
|