Безответственная, огражденная от народного
гнева законами, бюрократическими и силовыми структурами власть развращает всякого
пришедшего в нее героя. Поэтому пора осознать, что хороших правителей нет и
быть не может. Избрание новой Верховной Рады и Президента ничего не изменят. Пора
сменить принцип управления обществом, экономикой, культурой. (Статья готовится к печати, электронный вариант)
Для начала выясним:
действительно ли всякий новый руководитель становится продолжателем пороков своих
предшественников? И что это за неустранимые пороки всякого руководства?
Начнем
с того, что избранный или назначенный руководитель обязан управлять своими подчиненными.
В этом состоит его основополагающая функция. Форм и способов управления огромное
и разнообразное множество. Общее во всем этом – различная воля руководителя и
подчиненного. Это очевидно из того, что каждый из них делает разную работу:
руководитель отдает указания, а подчиненный – их исполняет. Это противоречие не
разрешимо, пока есть разделение на управляющего и управляемого. Отсюда
постоянное недовольство властью. Всякий подчиненный, если подчиняется не из-за
любви к своему руководству, обязательно недоволен его волей.
Да,
народ любит избранных им правителей (лидеров, героев). Но лишь до того момента,
пока воля избранных не расходится с волей их избирателей. При этом простой
человек интуитивно понимает, что избрание на руководящую должность, неминуемо меняет
статус избранного, его цели и интересы. Знакомый, друг, родственник был таковым
пока не получил должность руководителя. Как только это произошло, что треснуло
в отношениях и пропасть непонимания неумолимо стала расти.
Именно
поэтому в следующий момент после избрания правителя (руководителя, лидера) его
воля уже расходится с волей своих избирателей (народа, коллектива). Сначала с
волей одного, потом группы избирателей. Пока группа недовольных не станет
большинством и не выберет себе новое руководство. И так из века в век от
первобытных времен через рабовладение, феодализм, демократию в каждом
государстве, партии, предприятии, семье. Бремя власти и долг управления другими
беспощадно ко всем, кто обретает право управлять.
Организация
управления путем избрания или назначения руководителя – это тупиковая ветвь
управленческой мысли. И мало кто задумывается над тем, почему такой способ организации
управления является «общепризнанным во все времена». Потому ли, что он
единственно правильный? Или, может быть, в истории еще не было условий для
других способов организации управления?
Ни то, и ни другое.
Со школьной скамьи нам внушают мысль о ключевой
роли лидеров в процессах управления обществом, начиная с вождей и магов в
первобытных общинах. Но мало кто обращает внимание, что выигранные войны и
сражения – результат работы профессиональных военных, а не профессиональных
управленцев-хозяйственников. Хотя первое и не исключает второго, все же следует
разделять эти две категории профессионалов. Отсюда вывод, что вожди и маги первобытного
общества и полководцы (воеводы) и священнослужители последующих времен не
обязательно были руководителями общества, которому принадлежали.
Ведение
физической и духовной войны не имеет отношения к управлению мирным трудом и гражданскими
взаимоотношениями. Тому подтверждение демократические традиции древнегреческих
полисов и славянских племен до княжеских времен. Более того, всенародные вечные
постановления как способ самоорганизации общества оставались и в княжеские
времена, вплоть до правления князя Владимира Мономаха.
Но
вернемся к недовольству руководством и дню сегодняшнему. Вокруг звучат и маячат
лозунги с призывами: «Верховную Раду и Президента в отставку», – оглашая
недоверие народа к им же избранной власти. Но митинги и штурмы госучреждений
ничего не изменят в нашем эволюционирующем обществе. Трагедия октябрьской
(1917) и фарс оранжевой (2004) революций показал бессмысленность жертв ради
кучки рвущихся к власти волков в овечьих шкурах. Огражденная законами от
народного гнева, безответственная власть развращает любого пришедшего в нее
героя. И избрание новых Верховной Рады и Президента ничего не изменят. Потому
что добрых правителей нет и, как показано выше, быть не может.
Так
что же с этим делать? Можно ли вообще решить эту проблему?
Мир
уже давно готов принять новые формы
самоорганизации общества и государственного устройства. Имеющиеся в Украине
технологии позволяют создать беспарламентское
и беспрезидентское государство, в котором главную роль будут выполнять исполнительные
органы местного самоуправления. Еще немного и опробованная на практике система
банковских терминалов обслуживания пластиковых карточек превратится в подобие
системы голосования «Рада». Законы и местные решения будут принимать сами
жители данных территорий, как когда-то принимали наши предки в до княжеские
времена. Вот тогда и станет не нужной Верховная Рада и весь обслуживающий ее
аппарат. После чего этот развратившийся и изживший себя институт власти можно
будет легко упразднить.
Поэтому наше предложение более
конструктивно. Мы обращаемся к предпринимателям Украины с призывом покончить с
депутатским беспределом в Верховной Раде не митингами и псевдоштурмами органов
нынешней власти, а созданием альтернативного законодательного органа, имя
которому – народный электронный референдум.
Гражданам
Украины дешевле будет содержать электронную систему голосования, чем депутатов
и весь аппарат Верховной Рады. Среднему и мелкому предпринимателю выгоднее
вложить ум, силы и средства в создание альтернативного законодательного органа,
чем тратить свои ресурсы на безрезультатные протестные акции и содержать штрафами
государственный аппарат.
Мы не знаем, настало ли время
делать крутые повороты в истории. Но знаем точно, нужно идти вперед, используя
все достижения науки и техники. Старые механизмы управления страной давно себя
изжили, а новые решения – уже готовы к реализации. Если мы идем по пути
развития от авторитаризма и тоталитаризма к демократии как власти народа, то
давайте идти до конца. Пусть народ сам
решает, какие законы ему нужны.
Почему именно в Украине?
Во-первых, управление обществом через референдум («вече») наша давняя традиция
еще со времен государства антов. Демократизм, тяготение к согласию, миру,
покою, личной независимости и осуждение всех форм деспотизма – составляют
ментальность (основу характера) носителей украинской культуры. Поэтому
реализация идеи электронного народного референдума в Украине является органичным
логичным продолжением народных традиций в эпоху постиндустриального общества.
Во-вторых,
электронный народный референдум является логичным продолжением конституционного
права Украины. Еще в 2008 году в деле о принятии Конституции и законов Украины
на референдуме Конституционный Суд Украины принял решение №6-рп/2008 от
16.04.2008 года, которым определил, что «народ
как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине,
осуществляя свое волеизъявление через всеукраинский референдум по народной
инициативе, может в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, принимать законы Украины (вносить в них
изменения)». Там же Конституционный Суд Украины определил, что такие законы
не требуют процедуры их подписания и опубликования. При этом решение
всеукраинского референдума касательно принятия законов является окончательным и
не требует чьего-либо утверждения, в том числе Верховной Радой Украины.
Как
видно, правовое основание для создания альтернативного законодательного органа
есть. Но в ответ слышны крики, что народ глуп и не в состоянии понять всех правовых
тонкостей и процесса законотворчества. Возможно, это и так. Но в эпоху либерализации
экономики и тотальной информатизации этот пробел в народном образовании легко
устраним. Люди сами пойдут учиться вопросам права, поняв, что власть сама идет
им в руки. А предприимчивые юристы, так ловко ободравшие «детей войны», сами
организуют тысячи платных курсов правового ликбеза. Пройдет лишь пару лет и
Украина станет страной абсолютной демократии. Что же касается Президента и
прочих государственных органов, то об этом читайте в следующих выпусках газеты.
Мы
приглашаем к сотрудничеству юристов,
правоведов, философов, желающих участвовать в обсуждении и реализации нашего
проекта демократизации правового порядка в Украине. Предполагается, что представленный
нами путь решения проблемы власти может быть реализован в Украине в ближайшие 5
- 10 лет.
|